Почему аутизм стал главной темой соцсетей



Источник: Сергей Бабкин, Российская газета

Детей с нестабильным поведением часто «не принимают» в собственных дворах. И лишь немногие подобные случаи освещены в соцсетях. Они тут же вызывают волну гнева многочисленных диванных комментаторов. А между тем далеко не каждый из них в аналогичной ситуации мог бы стать образцом поведения.

В нашей стране аутизм по-прежнему проходит прежде всего как психиатрический диагноз, а не как неврологическое расстройство, как в некоторых западных, говорится в материалах общественной организации помощи детям с расстройством аутического спектра «Контакт». Соответственное отношение к психиатрии и в народе.

Как это выглядит на практике? Ребенок выходит на площадку — и вдруг, без какой бы то ни было видимой причины может швырнуть чем-нибудь в соседа по песочнице… Или может поднять крик вроде бы тоже на пустом месте. «Потом мне даже предъявляли претензии жители дома, — рассказывает Александр Макаров о своих прогулках с подопечным. — Вот, мол, вы — дедушка, а ничего поделать не можете… Я, говорю, вообще-то не дедушка, я нянь. Люди почему-то сразу успокаивались».

А вот история еще одного мальчика, Игоря Попова: ею на своем портале поделился фонд «Антон тут рядом». Мама Игоря, Ольга Владимировна, сама специалист по работе с особенными детьми. Так получилось, что после целого ряда обследований ее сыну диагностировали аутизм. Это было, когда настала пора идти в школу. Встал вопрос, в какую именно. Ольга Владимировна нашла в одном из учебных заведений вакансию дефектолога — и Игоря взяли как бы к ней под опеку. «Одноклассникам с ним повезло, — рассказывает Ольга, — он совершенно не приемлет повышенных интонаций, мог даже парту перевернуть, в его присутствии запрещено было повышать голос. Учителям приходилось все спокойно объяснять». За проступки и в воспитательных целях ругать Игоря тоже никогда не приходилось — достаточно было просто изменить тон. «Он настолько чувствительный человек, что мне и говорить ничего не нужно. Иногда он даже раньше меня понимает, что у меня болит голова или я устала. Всегда первым делом спрашивает, как я себя чувствую».

Если ребенок с расстройством аутического спектра безобиден, то он или сидит в полном одиночестве, не делая никаких попыток к общению, и приходится смотреть, чтобы его не обидели, или бегает рядом с другими детьми, не вовлекаясь в игру, рассказал «РГ» директор, научный секретарь научно-исследовательской лаборатории клинической патопсихологии и психосоматической медицины «САНАТ» Александр Антоненко. Другие дети не понимают его, а он не понимает их. «А если ребенок имеет агрессивные либо другие асоциальные черты, родителям приходится тщательно продумывать, когда и где с ним гулять, — продолжает ученый. — Отношение общества к семьям, имеющим таких детей, больше имеет характер отторжения, нежели дискриминации. На то существует несколько причин. Например, исторически сложившееся интуитивно-психологическое отторжение условно здоровым обществом любого больного человека. Определенную роль играют и общественные стереотипы к самим пациентам и к врачам, пытающимся им помочь».

Реакцию отторжения мы и видим в «вирусных» роликах, которые гуляют по соцсетям. Пожалуй, самый резонансный случай произошел в Санкт-Петербурге, когда местная жительница прогнала ребенка-аутиста с игровой площадки в местном ЖК. Ее тут же записали на видео, после чего толпы интернет-хейтеров поупражнялись в диванной правозащите. «Яжебабушку» заклеймили позором, а комментаторы и репостщики набрали лайков за свое клавишное добро. «Позор!», «Недопустимо!», «Мажорка!» — не стеснялись в выражениях в Facebook. Однако для тех, чьи организации непосредственно работают с детьми-аутистами, реакция соцсетей является лишь очередным доказательством озлобленности общества.

А что же мы все-таки можем сделать? В наших ли силах предупредить подобные случаи, а не стучать по клавишам постфактум? «Как таковых правил коммуникации с «солнечными» детьми нет, — отмечает Александр Антоненко. — Чтобы ребенок с расстройством аутического спектра проявил желание к общению, на которое он способен и которое для него возможно, — ему нужно привыкнуть к окружающим людям, узнать их. А для этого нужно время, терпение и самое главное — быть добрее и этому учить детей».

Учиться этому сложно, однако есть определенные правила, сформулированные благотворительными организациями. Они позволят избежать недоразумений и скандалов. Во-первых, мы должны как можно больше узнать об аутизме. О том, что по большому счету происхождение этого заболевания доподлинно никому не известно. И что «грехи родителей» тут абсолютно ни при чем. Проще всего почерпнуть необходимые знания на сайте фонда «Антон тут рядом». Кстати, так же называется документальный фильм в YouTube — кино не самое легкое для восприятия, но оно дает совершенно четкое представление о жизни аутиста, о том, как он видит этот мир. Во-вторых, поищите статьи о заболевании, написанные самими аутистами. Есть даже ролики, где дети самостоятельно рассказывают о своей «необычности».

Такие особенности вполне могут быть и у взрослых, которые просто не знают о своем диагнозе, так как никогда не обращались к врачам.

Источник: Сергей Бабкин, Российская газета