АВА-терапия

Что такое АВА-терапия

Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

Это научная дисциплина, которая изучает поведение, используя ряд базовых принципов, чтобы это поведение изменить в лучшую сторону. Особенно часто АВА используют для коррекции поведения при аутизме.

Обучение с АВА-терапией помогает ребенку приобрести базовые навыки коммуникации, самообслуживания, имитации, а также речи. Это позволяет достичь необходимого социально обусловленного поведения больного. Проявление же при этом негативных поведенческих отклонений начинает значительно уменьшаться.

В АВА используется смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого отдельного ребёнка, учитывая уже имеющиеся навыки и, главное, его потребности. Целью АВА является повышение качества жизни, а также приобретение навыков, которые позволяют человеку устранить преграды для обучения и вести более самостоятельную и независимую жизнь.

АВА-терапия подходит для любого возраста, но чем раньше будет начато прохождение ребенком курсов, тем более значимыми будут результаты.

Наибольшего своего эффекта АВА-методика может достичь только в том случае, когда будет реализовано согласованное взаимодействие между специалистом и близкими людьми больного. Каждый из них должен понимать стоящие перед взрослыми задачи, особенно на самых начальных этапах. Родителям всегда предоставляется право выбора методики, корректирующей поведение их чада. Но при этом мамы и папы должны осознавать суть поставленной задачи и делать все необходимое для ее решения.

Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно.

Сколько нужно заниматься АВА-терапией

В исследовании Ловааса 1987 года было обнаружено, что почти половина (47%) детей, получавших 40 часов в неделю ABA терапии в конечном итоге смогли поступить в школу, и достигли нормального интеллектуального и образовательного функционирования к концу первого класса. В то время как дети с аутизмом,  получающие терапию только 10 часов в неделю не смогли сделать то же самое.

Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Начинать заниматься по такой программе АВА желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

Основные принципы АВА-терапии

Главным принципом ABA считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Для этого терапист или родитель даёт ребёнку мотиватор: вопрос или просьбу. Дожидается реакции. Если она положительная терапист использует похвалу или фактический стимул (игрушка, конфета и т.д.). Негативную же реакцию нужно игнорировать.

АВА терапия основана на некоторых общих представлениях о том, как дети с РАС учатся поведению.

На самом базовом уровне, который включает в себя:

  • стимул (запрос) для ребёнка
  • следствие – реакция ребёнка
  • «подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка

Подкрепление это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для маленьких детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.

Наказание не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.

Необходимо провести функциональную оценку возможных подкреплений или наказаний, чтобы определить наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка.

Методы АВА-терапии

Метод ABA в первую очередь сосредотачивается на стратегиях положительного подкрепления, которые представляет собой существенную поддержку детям, испытывающим трудности в обучении или приобретении новых навыков. Также АВА-терапия занимается коррекцией проблемного поведения, которое мешает нормальному функционированию ребенка, посредством процесса, называемого «функциональная оценка поведения».

Принципы и методы анализа поведения эффективно и широко применяются для развития обширного спектра навыков у учащихся с и без особых потребностей.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку аутичным детям в таких направлениях:

  1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
  2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
  3. Поддерживают желательное поведение.
  4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.
  5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.
  6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
  7. Улучшают когнитивные навыки.
  8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

Взаимодействие с родителями

Наибольшего эффекта АВА методика может достичь только в том случае, когда будет реализовано согласованное взаимодействие между специалистом и близкими людьми ребенка.

Каждый из них должен понимать стоящие перед взрослыми задачи, особенно на самых начальных этапах, где происходит обучение ребенка базовым навыкам коммуникации, самообслуживания, имитации, а также речи. Родителям всегда предоставляется право выбора методики, корректирующей поведение их чада. Но при этом мамы и папы должны осознавать суть поставленной задачи и делать все необходимое для ее решения.

 

Источник:

  1. https://autizmy-net.ru/osnovnyie-printsipyi-aba-terapii/
  2. http://autism-aba.blogspot.com/2012/12/what-is-aba.html
  3. http://fb.ru/article/165575/ava-terapiya—chto-eto-takoe-metod-ava-terapii

 

Клиника восстановительной медицины и неврологии «САНАТ» Российская Федерация, Краснодарский край,
г. Новороссийск, ул. Карамзина, д. 57
+7 (8617) 30-70-99 info@medicus-curat.ru